Связаны дорогами
Знай наших! Ни один значимый дорожный проект в Беларуси не обходится без участия специалистов ОАО «Строительно-монтажный трест № 8»
В дорожной отрасли СМТ № 8 — один из самых молодых: дороги строит чуть более четверти века. Но опытному и работоспособному коллективу доверяют трудные, уникальные и ответственные объекты.
На счету СМТ №8 немало километров реконструированных и построенных участков автодорог. Среди важнейших — магистрали, соединившие столицу с областными центрами: М4 (Минск — Могилев), М5 (Минск — Гомель), М6 (Минск — Гродно), Р58 (Минск — Калачи — Мядель). А также дороги М1/Е30 Брест — Минск — граница Российской Федерации и М2, идущая к Национальному аэропорту Минск.
Были и другие интересные объекты, например республиканский полигон для испытания автотракторной техники в поселке Озерище. Это уникальный объект. Динамометрическая дорога — прямолинейная трасса длиной более 3 км с серией подъемов — проложена строго с севера на юг с учетом электромагнитных потоков, которые могут повлиять на работу измерительной аппаратуры. Здесь проводят испытания техники с максимальной скоростью до 250 км/ч и наибольшей осевой нагрузкой 20 т. На обычных дорогах на ось в среднем приходится 9-13 т.
СПРАВКА «ВМ»
СМТ №8 имеет семь асфальтобетонных установок, которые расположены на четырех площадках. Это ДСУ №43 в промзоне «Шабаны» в Минске, ДСУ №63 в Толочине Витебской области, ДСУ №64 в Борисове и уникальный быстромонтируемый асфальтосмеситель Benninghoven в Воложине. Такой мини-завод позволяет сократить затраты на транспортировку и способен производить до 240 т асфальтобетонной смеси в час.
Также в собственности ОАО «СМТ №8» имеется бетоноукладочный комплекс, состоящий из бетоноукладчика со скользящей опалубкой GOMACO GHP280 и цементобетонного завода Vince Hagan производительностью 240 м3/ч. Сейчас он расположен на территории Национального аэропорта Минск.
Новое — хорошо забытое старое
Примечательно, что, поучаствовав в свое время в строительстве первой Минской кольцевой автодороги, трест был задействован и в создании второго кольца — трассы М14. Для этого СМТ №8 после тридцатилетнего перерыва вместе с коллегами из ДСТ №5 возобновил в республике строительство дорог с цементобетонным покрытием.
— В советские времена для таких дорог цемент (он был определенных характеристик) поставляли из российского Старого Оскола. С развалом СССР его не стало, а в Беларуси этот стройматериал не выпускали. Поэтому строительство бетонных дорог прекратилось, — объяснил, чем был вызван такой перерыв, генеральный директор ОАО «Строительно-монтажный трест №8» Сергей Алимкин. — К этой теме вернулись лишь после реконструкции трех наших цементных заводов.
На вооружение предприятие взяло американскую технологию. В США работники треста наблюдали за полным циклом работ, чтобы впоследствии с точностью воспроизвести их в Беларуси. Там же были приобретены бетоноукладочный комплекс GOMACO и высокотехнологичный завод Vince Hagan производительностью 240 м3 цементобетонной смеси в час. Его, кстати, можно демонтировать и установить на новой площадке всего за 10 дней.
— С точки зрения потребительских свойств бетонные дороги надежнее. Строительство их немного дороже, но эксплуатация дешевле. В Беларуси есть еще не перекрытые бетонные дороги — на Логойск, Микашевичи, М10. Им уже 30 лет, и по ним до сих пор ездит транспорт, — отметил специалист.
Теперь задача эксплуатирую-щих организаций — вовремя проводить обследования и ремонтные мероприятия по содержанию покрытия и швов на МКАД-2.
— Швы законопачивают и заливают мастикой. Со временем она приходит в негодность. Если пропустить момент, когда в швы начнет попадать вода, начнется разрушение покрытия. Появится «клавишность»: плиты начнут расходиться и приподниматься. К сожалению, в прошлом многие бетонные дороги таким образом были загублены, например участок трассы Минск — Могилев, — рассказал Сергей Алексеевич.
Из бетона можно прокладывать не только республиканские трассы, но и городские улицы, устраивать площадки у остановочных пунктов, где из-за динамических нагрузок транспорта появляются колеи.
— Если поставить себе такую задачу — это не проблема. Приведу пример: в Амстердаме есть полностью бетонированные улицы. Да, материалу нужно 28 суток, чтобы набрал прочности. Но на это время можно пустить транспорт в объезд по другим улицам, — считает руководитель СМТ №8.
Обкатав технологию строительства бетонных дорог на МКАД-2, трест вызвался построить в Национальном аэропорту Минск новую взлетно-посадочную полосу, которая будет принимать самый большой пассажирский самолет — Airbus А380. Ее длина — 3,7 км, ширина —60 м.
— Технология такая же, только толщина бетона больше. Если у дороги она 24 см, то у взлетно-посадочной полосы — 44 см. За сутки укладывали 500-600 м, — добавил Сергей Алимкин.
И жить, и работать
СМТ №8 по плечу строительство не только дорог, но и жилых зданий. Лучший пример — два малосемейных общежития квартирного типа для своих работников. Одно возвели в поселке Ждановичи, второе — в Толочине, где находится филиал предприятия «Дорожно-строительное управление №63».
Кстати, в нынешнем году трест отметил новоселье, переехал в новое здание на улице Пионерской.
— На Кальварийской мы располагались фактически на техническом этаже, который был переделан под офис. За последние годы количество сотрудников треста увеличилось, сейчас работают больше 1 000 человек. Нам досталось старенькое здание на Пионерской. Сейчас его реконструируем, полностью завершим все работы уже в апреле, — отметил директор предприятия.
ФАКТ
При выполнении капитального ремонта первой Минской кольцевой автодороги трест одним из первых в республике освоил применение щебеночно-мастичной асфальтобетонной смеси с использованием гранулированной целлюлозной добавки. В настоящее время при необходимости используются и другие модифицирующие добавки.
Движемся вперед
В 2018 году СМТ №8 будет трудиться на участке трассы М6. После реконструкции, которую намечено завершить в 2018 году, дорога до Гродно будет по две полосы в каждую сторону.
Необходимо также выполнить благоустройство территории взлетно-посадочной полосы, построить вспомогательные перроны и рулежные дорожки в Национальном аэропорту Минск. В Борисове филиал «ДСУ №64» займется реконструкцией улицы Гагарина.
Кроме того, предстоит работа на инженерных объектах в Китайско-Белорусском индустриальном парке «Великий камень».
— Для дорожников сейчас время непростое, — говорит Сергей Алексеевич. — Трудясь все эти годы на объектах страны с довольно жесткими сроками, мы нарастили свои технические мощности и персонал. Но и наши коллеги также перевооружались. Нам уже тесно в Беларуси. Ближайшие перспективные объекты (трассы М3 и М10) не смогут обеспечить работой всех. Приходится искать ее за границей. Сейчас у нас есть наметки по договорам в Украине, Молдове.
К сожалению, итоги 2017 года для предприятия неоднозначны. При выполнении всех поставленных руководством отрасли и правительством задач (105 млн рублей выручки — лучший результат в отрасли) экономика не сработала.
— Это можно объяснить как субъективными, так и объективными причинами: недостатками в ценообразовании, которые изначально предполагают работу предприятия с убытками. Контрактная цена объектов, задекларированная нормативными документами, по факту переходит в оплату по текущим ценам. И административное воздействие на сокращение сроков выполнения работ опять-таки приносит убытки предприятию. Будем стараться в цифрах довести наше понимание ситуации до органов, имеющих возможность изменить ее, — подчеркнул Сергей Алимкин.
В состав ОАО «Строительно- монтажный трест №8» входят дорожно- строительные управления №43, 63,64, мостоотряд №88, передвижная механизированная колонна №1.
Наталья ЗАЯЦ
Фото предоставлено
ОАО «Строительно-монтажный трест № 8»
№ 9 (12772), 1 марта 2018 | Вечерний Минск | www.minsknews.by