220020, Республика Беларусь,
г. Минск, ул. Пионерская, 37

8 740 740-94-06

+375 (17) 369 57 44
+375 (17) 209-03-96 (факс)

Другие сотворли чудеса, а мы к ним провели дороги

Другие сотворли чудеса, а мы к ним провели дороги

Министерство транспорта и коммуникаций разрабатывает и в конце года вынесет на рассмотрение Президиума Совета Министров Республики Беларусь государственную программу «Дороги Беларуси». Она станет основополагающим документом дорожной отрасли на ближайшие десять лет. Так как объездные магистрали вокруг столицы и областных центров практически завершены, следующим шагом подразделений «Белавтодора» станет обустройство обходов вокруг райцентров. Однако, задумывая новые проекты, важно не забыть и о уже действующих. Как бы хорошо ни было вымощено шоссе, спустя годы ему понадобится ремонт. Поэтому актуальной задачей будущей программы станет сохранение сети автодорог республики. Здесь значима роль подрядных организаций, в активе которых должны быть и передовые технологии, и современная дорожно-строительная техника. Смогут ли под эти цели выделить крупные инвестиции соседние страны? Вряд ли. Рассчитывать придется прежде всего на себя. А значит, нашим дорожникам придется работать так, чтобы самостоятельно провести техническое перевооружение и внедрить передовые достижения науки.

Дорожная отрасль Беларуси представлена более чем десятью подрядными организациями. Строительно-монтажный трест № 8 не самый крупный из них. Но, как известно, мал золотник, да дорог. Только в 2004 году трест освоил 19 миллионов рублей в базовых ценах, а за девять месяцев уходящего года на 600 тысяч рублей опередил предыдущие показатели.

Предприятие не только продолжает строить и ремонтировать автодороги, но и уделяет большое внимание собственному развитию. Одним из первых в дорожной отрасли СМТ-8 внедрил и сертифицировал систему менеджмента качества на основе стандартов ИСО серии 9000.

— Даже грамотные специалисты не смогут работать на устаревшем, изношенном оборудовании, — справедливо рассуждает управляющий Викентий Шабан. – Поэтому за последние четыре года трест полностью обновил парк асфальтоукладочной техники, приобрел две асфальтосмесительные установки, а также дорожную фрезу, позволяющую производительнее удалять покрытие при капитальном ремонте автодорог. Только в 2005 году на приобретение новой техники предприятие выделило 2,75 миллиарда рублей. Помог и департамент «Белавтодор», направивший на эти цели более миллиарда рублей.

Что же представляют собой новые технологии и оборудование, на которые уходят немалые средства, на деле увидел корреспондент «Р», побывав на асфальтобетонном заводе (АБЗ) ДСУ-63 СМТ-8 в Толочине.

Он – гордость треста. С ноября прошлого года по июль 2005-го длилась реконструкция завода. Новую жизнь получил устаревший «Тельтомат» — такие асфальтосмесители есть на многих АБЗ страны. Появилась и новая установка ДС-185 украинского производства. Теперь оба асфальтосмесителя вместо жидкого топлива работают на экологически чистом природном газе. Еще одной особенностью обновленного АБЗ стала полная автоматизация и компьютеризация системы. Умная техника дозирует компоненты асфальтобетонной смеси с высокой точностью. На заводе, получившем вторую жизнь, реконструированы сети водоснабжения и канализации, построены очистные сооружения, а на благоустроенной территории чистота соблюдается с безупречностью, достойной отдельной похвалы.

Реконструкция обошлась в 3,7 миллиарда рублей, и сейчас годовая производительность предприятия возросла с 71 тысячи до 102 тысяч тонн. Новая линия, которую смонтировали и разработали специалисты треста, позволяет выпускать асфальтобетон с применением целлюлозы. Ее гранулы препятствуют расслоению смеси во время транспортировки.

Европа давно освоила устройство такого щебеночно-мастичного дорожного покрытия. В Беларуси оно впервые появилось на Минской кольцевой. Такой асфальт можно увидеть, проехав от участка гродненской развязки до Ждановичей. Не найдете ни пятнышка, ни трещинки, хотя МКАД пережила уже три зимы. Щебеночно-мастичный асфальт минские дорожники укладывали первыми в республике, консультируясь со специалистами научно-исследовательского института БелДорНИИ. А отрасль получила возможность испытать новинку на прочность. Сегодня с покрытием на целлюлозе работают почти все подрядные организации отрасли.

Надо сказать, что АБЗ «Толочин» — не первая производственная площадка 8-го треста, кардинально изменившая свой облик. До этого реконструированы АБЗ «Овсище» в Витебской области и АБЗ в столичной промзоне «Шабаны». На них и сейчас не стыдно посмотреть. Как, впрочем, и на дороги, которые за неполные 15 лет существования треста исчисляются многими сотнями километров.

Среди них — участки на трассах М-1/Е-30 Брест—Минск—граница РФ, Минск–Гомель, Минск–Микашевичи, Минск—Могилев, а также автодорога Минск—Калачи—Мядель. Последний объект — один из сложнейших. На двухкилометровом участке пришлось переустраивать сети электро- и газоснабжения, связи, строить дождевой коллектор, очистные сооружения, два путепровода и пешеходный тоннель. И все это в грунтовых водах, которые пришлось усмирять с помощью новейших технологий.

На хорошем счету минские дорожники и у властей столицы. Ко Дню города в течение полутора недель (просто фантастические сроки для дорожников!) СМТ-8 реконструировал участок проспекта Независимости от ЦУМа до Академии наук. Работы на объекте велись круглосуточно. В результате – благодарность мэрии, руководства департамента «Белавтодор» и минских автомобилистов. До этого в 2004—2005 годах капитально отремонтированы улицы Комсомольская, Уборевича и Есенина в столице. Именно СМТ-8 пригласили асфальтировать подъездную эстакаду, ведущую на второй этаж Национального аэропорта Минск.

Ну а лыжероллерная трасса мегаполиса и вовсе может смело считаться визитной карточкой треста. Президент, часто посещающий спортивные объекты, остался доволен качеством асфальтобетонного покрытия, уложенного минскими дорожниками. По его поручению точно такие же трассы появились в резиденциях Дрозды и Озерное. Глава государства поблагодарил дорожников, вручив работникам треста личную визитку. После были и другие спортивные объекты, например, биатлонная трасса «Заячья поляна» в Логойском районе. А сейчас 8-й трест ведет работы в столичной детско-юношеской школе Олимпийского резерва по улице Карбышева.

Не остается предприятие в стороне и от программы возрождения села. Только в прошлом году им сдано в эксплуатацию 14 одноквартирных жилых домов на селе. В этом году трест подключился к строительству агрогородков, взяв на себя работы в Толочинском, Сенненском и Круглянском районах.

— СМТ-8 серьезно заявил о себе в 2001 году во время строительства Минской кольцевой автодороги. И сегодня из всех подрядчиков Минска и столичной области восьмой — наиболее надежный, — считает генеральный директор РУП «Минскавтодор-Центр» Юрий Масюк. — Это касается соблюдения сроков ввода объектов, производственной дисциплины и обеспечения качества работ. Ну и следует отдать должное Викентию Петровичу, сумевшему собрать вокруг себя деятельный молодой коллектив, который у него словно закодирован на работу. Может быть, поэтому СМТ-8 выделяется среди остальных трестов. Уже несколько лет ведутся дорожные работы на выездах из Минска. И хотя объемы работы на этих объектах примерно одинаковы, у коллег из восьмого треста она всегда четче, живее, технологичнее.

А ведь еще в 1998 году все было иначе. Убыточное предприятие тянуло отрасль назад, и от него планировали избавиться. Но Викентию Шабану удалось изменить ситуацию, реорганизовав трест, убрав лишние «мертвые» управления. Вместо шести подразделений сегодня в структуре треста работают только три. Но сравним 7,8 миллиона рублей — объемы работ, выполненные трестом в 1998 году, и сегодняшние 17 миллионов, прогнозируемые к концу этого года.

— Мы не стали менять людей, – рассказывает Викентий Петрович, — многие из тех, кто работал, и ныне в строю. Но при этом практически все кадры прошли переподготовку. Они и сегодня продолжают совершенствоваться.

Добрым словом вспоминают дорожники треста ветерана отрасли Михаила Пилипука. И хотя Михаил Назарович ушел на заслуженный отдых, он был среди тех, кто в 1999 году помогал встать тресту на ноги. Сегодня в СМТ-8 работает около 700 человек. За последние три года государственными наградами награждены четверо. Почетными грамотами правительства республики и отраслевыми наградами отмечено 15 специалистов.

Еще 5—6 лет назад текучесть кадров в отдельных филиалах треста доходила до 50 процентов, сегодня она не превышает 10. Коллектив стабилизировался, а работа в нем стала привлекательной. По производительности труда в расчете на одного работающего 8-й трест обошел практически все подрядные организации отрасли. Если у коллег за 10 месяцев 2005 года на одного работающего она составляла 20—35 миллионов рублей, СМТ-8 поднял эту планку до 47,4 миллиона. И как результат – одна из самых высоких средних заработных плат в отрасли. А еще почет и уважение коллег, многие из которых ставят целью равняться на лидера отрасли.